сравнительная таблица по всем регионам
В регионах величину прожиточного минимума пенсионера считают по принципу «кто во что горазд». Это никуда не годится, решили в Минтруде и начали разрабатывать проект, который предусматривает единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах РФ.
ПМП для ФСД и РСД
Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.
По сути своей ПМП – это размер минимальной пенсии.
Федеральная социальная доплата (ФСД) выплачивается учреждениями ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.
Региональная социальная доплата (РСД) выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.
Социальная доплата к пенсии: кому, когда и сколько. Таблица с суммами по всем регионам
Что регионы делают не так
Ежегодно ПМП устанавливается региональными властями в конце года на следующий год при формировании бюджета.
Однако Минтруд констатирует, что в ряде регионов величина ПМП необоснованно занижена или завышена.
В 14 субъектах РФ установленная на 2017 год величина прожиточного минимума пенсионера меньше фактической среднегодовой величины за 2017 год, в 71 субъекте – больше. В 33 субъектах РФ отклонение установленной величины от фактической составляет 5 и менее процентов, в 23 субъектах – от 5,1 до 10%, в 18 субъектах – от 10,1 до 15%, в 11 субъектах – свыше 15% .
Необоснованное занижение в регионах величины ПМП приводит к тому, что установленная малообеспеченному пенсионеру социальная доплата к пенсии не обеспечивает доведение его материального уровня до фактического регионального прожиточного минимума пенсионера.
В целях исключения необоснованного занижения либо завышения величины прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии, обеспечения надлежащего уровня социальной поддержки малоимущих пенсионеров предлагается уточнить порядок определения данной величины.
Что поменяют
На сайте проектов НПА размещено уведомление Минтруда о разработке нормативного акта, который предусматривает единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах РФ.
Величина ПМП для определения социальной доплаты к пенсии в целом по РФ и в субъектах РФ устанавливается на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания. При этом не установлено, какие потребительские цены (фактические или прогнозные, за какой период) должны применяться при определении данной величины.
Для обеспечения единых подходов к определению величины ПМП в субъектах РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии предусматривается, что величина ПМП в целом по РФ и в субъектах РФ на соответствующий финансовый год устанавливается в размере фактической величины ПМП за второй квартал предыдущего года.
Что теряют пенсионеры
Как разъясняет Минтруд, изменение порядка установления величины ПМП ни в коем случае не приведет к снижению доходов пенсионеров.
Пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрена сохранная норма, согласно которой при пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года.
Где пенсионерам недоплачивают
Для пенсионеров из 14 регионов ПМП установлен ниже фактической среднегодовой величины.
По данным Минтруда, это Республика Карелия, Еврейская АО, Приморский край, Амурская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Красноярский край, Республика Коми, Ивановская область, Вологодская область, Псковская область, Томская область, Калининградская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург.
Например, в некоторых регионах ПМП устанавливают на уровне, строго равном общероссийскому, что позволяет местным властям избежать необходимости доплачивать пенсионерам из собственного бюджета.
Где-то ПМП из года в год не меняется, несмотря на инфляцию.
В таблице ниже представлены данные по ПМП за 2018 год (на который ориентируются при установлении социальной доплаты к пенсии) и ПМП за 2 квартал 2017 года (для сравнения).
Напомним, Минтруд предлагает в будущем за основу брать прожиточный минимум за 2 квартал предшествующего года.
Субъект РФ
ПМП на 2018
ПМП за 2 кв. 2017
В целом по РФ
8 726
8506
Центральный федеральный округ
Белгородская область
8 016
6954
Брянская область
8 441
8203
Владимирская область
8 452
8199
Воронежская область
8 620
7183
Ивановская область
8 460
8397
Калужская область
8 547
8059
Костромская область
8 549
8151
Курская область
8 600
7495
Липецкая область
8 620
7429
Орловская область
8 550
7867
Рязанская область
8 493
7806
Смоленская область
8 674
8624
Тамбовская область
7 489
7287
Тверская область
8 726
8500
Тульская область
8 622
8072
Ярославская область
8 163
7737
Москва
11 816
11603
Московская область
9 527
8918
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия
8 726
10756
Республика Коми
10 192
10152
Архангельская область
10 258
9993
Ненецкий АО
17 956
16958
Вологодская область
8 726
9123
Калининградская область
8 726
8720
г. Санкт-Петербург
8 726
8592
Ленинградская область
8 726
8236
Мурманская область
12 523
12138
Новгородская область
8 726
8560
Псковская область
8 726
9003
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан
8 680
7609
Республика Ингушетия
8 726
7155
Кабардино-Балкарская Республика
8 726
8936
Карачаево-Черкесская Республика
8 618
7486
Республика Северная Осетия-Алания
8 064
7489
Чеченская Республика
8 719
7138
Ставропольский край
8 135
7180
Южный федеральный округ
Республика Адыгея
8 138
7567
Республика Калмыкия
7 755
7109
Краснодарский край
8 537
8525
Астраханская область
7 961
7777
Волгоградская область
8 535
7670
Ростовская область
8 488
8099
Республика Крым
8 530
8170
г. Севастополь
8 722
8560
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан
8 320
7297
Республика Марий Эл
8 036
7720
Республика Мордовия
8 194
6949
Республика Татарстан
8 232
7029
Удмуртская Республика
8 502
7286
Чувашская Республика
7 953
7186
Кировская область
8 474
7778
Нижегородская область
8 100
7722
Оренбургская область
8 059
7183
Пензенская область
7 861
7499
Пермский край
8 503
8279
Самарская область
8 413
7990
Саратовская область
7 990
7358
Ульяновская область
8 474
7935
Уральский федеральный округ
Курганская область
8 630
8093
Свердловская область
8 726
8421
Тюменская область
8 726
8533
Челябинская область
8 586
8198
Ханты-Мансийский АО-Югра
11 708
11594
Ямало-Ненецкий АО
13 425
12669
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай
8 594
8172
Республика Бурятия
8 726
7838
Республика Тыва
8 726
7764
Республика Хакасия
8 543
7520
Алтайский край
8 543
7592
Красноярский край
8 726
8972
Иркутская область
8 723
8228
Кемеровская область
8 347
7594
Новосибирская область
8 725
8950
Омская область
8 480
7345
Томская область
8 561
8767
Забайкальский край
8 726
8669
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия)
13 951
13335
Приморский край
9 151
10024
Хабаровский край
10 895
10492
Амурская область
8 726
9290
Камчатский край
16 543
15588
Магаданская область
15 460
14248
Сахалинская область
12 333
10954
Еврейская АО
9 013
10158
Чукотский АО
19 000
16031
Как видно из таблицы, в ряде регионов годовой ПМП, учитываемый для пенсий, меньше, чем ПМП за 2 квартал предшествующего года. Если бы расчет по методике Минтруда происходил уже в 2018 году, то неработающие малоимущие пенсионеры из этих регионов получили бы больше. На сколько – видно из таблицы ниже.
Регион
ПМП на 2018
ПМП за 2 кв 2017
Выгода для пенсионеров от новой методики
Республика Карелия
8726
10756
+2030
Еврейская АО
9013
10158
+1145
Приморский край
9151
10024
+873
Амурская область
8726
9290
+564
Красноярский край
8726
8972
+246
Вологодская область
8726
9123
+397
Псковская область
8726
9003
+277
Томская область
8561
8767
+206
Новосибирская область
8725
8950
+225
Кабардино-Балкарская Республика
8726
8936
+210
А что с пенсионерами из других регионов? Они как минимум ничего не потеряют, обещает Минтруд.
Вместе с тем поясним, что в этих таблицах представлены данные на 2018 год. Выгода для пенсионеров, указанная в таблице – чисто гипотетическая, ибо на данный момент при расчете пенсий идет ориентация на ПМП за 2018 год, а не на ПМП за 2 квартал 2017.
Новая методика Минтруда, которая пока еще подготавливается, заработает не раньше 2019 года. Доплата пенсионерам будет осуществляться с учетом прожиточного минимума за 2 квартал 2018 года, который пока не установлен.