Реальной практической пользы нет: перенос 54-ФЗ в Налоговый кодекс

Реальной практической пользы нет: перенос 54-ФЗ в Налоговый кодекс

Оперативные проверки предприятия с привлечением ФСБ, блокировки Интернет-магазинов Роскомнадзором, наблюдение за сотрудниками — все эти ночные кошмары бизнесменов-нарушителей скоро могут стать явью. Правила применения ККТ планируют перенести в Налоговой кодекс: контроль за их исполнением будет ужесточён. Изменения могут вступить в силу уже с января 2021 года.
Какие будут поправки?

Введут новые меры налогового контроля (мониторинг, наблюдение и оперативные налоговые проверки), появится термин «фиксация расчетов» на онлайн-ККТ, изменятся штрафы и добавятся новые способы наказания нарушителей.

Законопроект о переносе 54-ФЗ в Налоговый кодекс обширный, к нему пока нет пояснительной записки. Торгово-промышленная палата РФ выступила против этой инициативы и предложила проект доработать.

Главные из планируемых нововведений:

54-ФЗ утратит силу. Но правила применения ККТ и список видов деятельности, при которых не нужно применять кассы, останутся почти без изменений.
Появится несколько новых терминов. Среди них — фиксация расчетов. Это действия, совершаемые организацией или ИП с использованием средств автоматизации: ККТ или информационного ресурса на сайте ФНС России.
Бланки строгой отчётности исключат из делового оборота.
Во время оперативных проверок смогут привлекать ФСБ России.
Право налоговиков проводить контрольные закупки будет закреплено законодательно.
Штрафные санкции в области применения ККТ также перенесут из ст.14.5 КоАП в Налоговый кодекс. Кроме того, их размер вырастет. За расчет без ККТ штраф с ИП составит 50% от суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 10 тысяч рублей; а с организации — 100% суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 тысяч рублей. За непредставление всех положенных фискальных данных в налоговые органы ИП могут оштрафовать на 100 тысяч рублей, а организацию — на 200 тысяч.
Увеличится срок давности по нарушениям. Сейчас он составляет год, а будет — три.
Появятся новые способы наказания за неприменение ККТ: блокировка автоматических устройств для расчетов, банковских счетов, сайтов, программных продуктов, мобильных приложений и страниц в соцсетях, через которые проводятся расчеты без ККТ, приостановление деятельности. Блокировки планируют проводить с привлечением Роскомнадзора.

На мой взглад, перенос 54-ФЗ в Налоговый кодекс нерационален.

Реальной практической пользы ни для регулятора, ни для пользователей ККТ нет. Предлагаемые изменения органично смотрелись бы в самом 54-ФЗ.

Какие могут быть последствия?

Честный предприниматель с небольшим оборотом даже не заметит этих изменений. Если вы не провоцируете жалобы клиентов и честно фиксируете расчёты, то у регулятора нет повода устраивать проверки.

Изменение срока давности по нарушениям с одного до трёх лет ни на что не повлияет. Поскольку сейчас основной инструмент контроля — фискальный накопитель — должен храниться пользователем ККТ в течение 5 лет после снятия его с регистрации. То есть дополнительных расходов добросовестный бизнесмен не понесёт. Если сохранится возможность исправлять ошибки или нарушения пробитием чека коррекции без наступления ответственности (сейчас она зафиксирована только в разъяснениях ФНС, но не в законе), то положение предпринимателя не ухудшится.

Что касается самих предложенных изменений: введение и вывод из оборота терминов — это естественный процесс развития нормативной базы. Термин «Бланк строгой отчётности», учитывая его идентичное «чеку» значение, был лишним. А «фиксация расчётов» — это термин, который логически следовал из положений закона, но не был там приведён.

Конечно, угрожающе звучат изменения в процедуру контроля (законодательное закрепление «контрольной закупки», привлечение ФСБ), увеличение штрафов и блокировки, но всё это — неизбежное следствие реформы. Помимо удобства для бизнесменов и прозрачности для потребителей, реформа должна обеспечить усиление контроля для налоговой.

Предпринимателям следует обдумать ситуацию. Велик риск, что тайное станет явным. Что выгоднее: приобрести кассу и ПО к ней за 20 тысяч рублей или же быть оштрафованным, а в случае серьёзных нарушений — оказаться на проверке с привлечением ФСБ или даже лишиться бизнеса?

Чем больше функций и полномочий у регулятора и чем жестче наказания, тем выше риски для недобросовестных предпринимателей. А чтобы их уменьшить, нужно работать в правовом поле и автоматизировать фиксацию расчётов.

На кассовом рынке изменения будут незначительными. Ужесточение санкций и расширение полномочий налоговой службы могут сподвигнуть к выходу из тени предпринимателей, которые до сих пор это не сделали. А значит, может быть небольшой прирост спроса на ККТ. При этом серьезных изменений ни в кассах, ни в программах для них быть не должно.

Перенос 54-ФЗ в Налоговый кодекс — не единственное законодательное изменение, которое коснётся предпринимателей в следующем году. Готовиться к налоговым реформам следует уже сейчас: пора приобретать необходимую технику и программы, разбираться с долгами и нарушениями, выбирать режим налогообложения. Сейчас я советую активизироваться, включиться в повестку, следить за новостями и разбираться в законодательстве. Ведь незнание не освобождает от ответственности. А она по новому законодательству будет ужесточена.© Источник: ИA Kлepк.PyРеальной практической пользы нет: перенос 54-ФЗ в Налоговый кодекс

(Visited 10 times, 1 visits today)