Противодействовать обналичке теперь будут по Концепции, подписанной Путиным


Противодействовать обналичке теперь будут по Концепции, подписанной Путиным Юридическая грамотность суд

Президент РФ Владимир Путин утвердил Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Что это за система, каковы ее цели и какие риски она выявляет – расскажем.

Что это такое

Правовую основу Концепции составляют, в том числе, Конституция РФ и «антиотмывочный» закон 115-ФЗ.

Как отмечается в документе, национальная система ПОД/ФТ – это совокупность федеральных органов исполнительной власти, других госорганов и организаций, реализующих государственную политику в сфере ПОД/ФТ во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, ИП, являющимися страховыми брокерами, ИП, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, ИП, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, лицами, оказывающими услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, и лицами, имеющими право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, посредством принятия мер организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера.

Риски

В настоящее время выявлены следующие основные риски совершения операций (сделок) в целях ПОД/ФТ:

а) риски совершения операций (сделок) в кредитно-финансовой сфере:

  • осуществление фиктивной финансово-экономической деятельности;
  • перевод безналичных денежных средств в теневой наличный оборот;
  • незаконный вывод денежных средств и иных активов за рубеж;
  • осуществление руководством и сотрудниками банков противоправной деятельности, направленной против интересов банков и их клиентов, в том числе создание условий для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

б) риски совершения операций (сделок) в бюджетной сфере: хищение бюджетных средств при осуществлении поставщиками (подрядчиками, исполнителями) закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

неэффективное расходование бюджетных средств, в особенности при исполнении заданий государственного оборонного заказа;

в) коррупционные риски совершения операций (сделок): легализация доходов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений, несоблюдение ограничений и нарушение запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции;

г) риски совершения операций (сделок), связанные с преступлениями, совершаемыми в целях систематического получения крупного дохода:

  • легализация доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе с использованием новых финансовых инструментов и технологий;
  • легализация доходов, полученных вследствие уклонения от уплаты налогов;

д) риски совершения операций (сделок), связанные с финансированием терроризма:

  • возникновение новых очагов террористической активности по периметру границ РФ и внутри страны;
  • переход террористов к новой тактике – совершению индивидуальных террористических актов, требующих минимальных финансовых затрат;
  • использование для финансирования террористической деятельности новых финансовых инструментов и технологий, в том числе позволяющих обеспечить анонимность участников финансовой операции или основанных на принципе краудфандинга;
  • использование для финансирования терроризма средств, полученных из законных источников;

е) риски совершения операций (сделок) в сфере международных отношений:

  • эскалация международной напряженности, в том числе посредством одностороннего введения ограничительных экономических мер одними государствами против других государств;
  • применение отдельными государствами национальных норм права в отношении лиц и организаций других государств на основе принципа экстерриториальности;
  • попытки политизации деятельности международных экспертных структур;
  • препятствование экономической деятельности российских резидентов и их зарубежных контрагентов в иностранных юрисдикциях, в том числе возвращению капиталов в РФ.

Цели

Основными целями национальной системы являются:

  • повышение эффективности ее функционирования до уровня, при котором будут обеспечены своевременная нейтрализация выявленных рисков совершения операций (сделок) и ликвидация угроз национальной безопасности без привлечения дополнительных ресурсов;
  • соблюдение законодательства о ПОД/ФТ и распространения оружия массового уничтожения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему;
  • повышение уровня прозрачности экономики, в том числе за счет применения механизма установления бенефициарных владельцев хозяйствующих субъектов;
  • предупреждение нецелевого расходования бюджетных средств и обеспечение повышения эффективности их использования;
  • снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организаций;
  • дальнейшее укрепление роли РФ в международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Направления

Основными направлениями развития национальной системы являются:

  • формирование государственной политики и нормативно-правовой базы в области ПОД/ФТ;
  • совершенствование механизма участия в деятельности национальной системы организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в эту систему;
  • снижение уровня преступности, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
  • расширение участия РФ в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на уровне международных организаций и иных профильных структур, а также на межгосударственном уровне;
  • совершенствование деятельности национальной системы.

Задачи

Основными задачами по формированию государственной политики в области ПОД/ФТ являются:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере предупреждения экономической преступности, коррупции, терроризма и экстремизма и борьбы с ними;
  • развитие национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам;
  • адаптация законодательства РФ и правоприменительной практики к рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) с учетом вносимых в них изменений;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования сфер деятельности, связанных с использованием современных электронных технологий.

Основными задачами по совершенствованию механизма участия в деятельности национальной системы организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в эту систему, являются:

  • обеспечение применения риск-ориентированного подхода в деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в национальную систему, проведение ими оценки угроз и уязвимостей, возникающих вследствие деятельности их клиентов, а также обеспечение принятия мер по предотвращению или минимизации негативных последствий;
  • обеспечение прозрачности финансовых операций, а также деятельности хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в национальную систему, в соответствии с международными стандартами в сфере ПОД/ФТ;
  • совершенствование правоприменительной практики по выявлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, бенефициарных владельцев хозяйствующих субъектов, находящихся на обслуживании у этих организаций и специалистов;
  • обеспечение неукоснительного выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, за счет повышения эффективности контроля (надзора) за выполнением ими таких требований с применением риск-ориентированного подхода, а также усиление работы по разъяснению норм законодательства в данной сфере;
  • развитие системы госорганов, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, законодательства в сфере ПОД/ФТ, оптимизация полномочий таких органов;
  • принятие законодательных и иных мер, направленных на недопущение лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления, совершенные в сфере экономики, отдельные преступления против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против госвласти, преступления против мира и безопасности человечества, к бенефициарному владению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом;
  • формирование в соответствии с рекомендациями ФАТФ перечня публичных должностных лиц;
  • повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей в целях недопущения их вовлечения в совершение незаконных финансовых операций.

Основными задачами по снижению уровня преступности, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения, являются:

  • развитие методик выявления, расследования и раскрытия преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма;
  • совершенствование механизмов конфискации и иных форм изъятия доходов, полученных преступным путем, у лиц, совершивших преступления, а также возмещения ущерба, причиненного противоправными деяниями государству, организациям и гражданам;
  • введение для следователей, судей и прокуроров специализации по расследованию и рассмотрению уголовных дел, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма, по поддержанию от имени государства обвинения в суде по таким уголовным делам, а также повышение их квалификации в этой области;
  • совершенствование деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) в целях повышения эффективности экспертного сопровождения при расследовании и рассмотрении уголовных дел, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма;
  • развитие системы профилактики преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма;
  • совершенствование деятельности органов, уполномоченных в области оказания международной правовой помощи по уголовным делам, и деятельности в рамках международного сотрудничества по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений в сфере экономики, в том числе по возвращению из-за рубежа незаконно перемещенных активов;
  • расширение правоприменительной практики по своевременному выявлению и блокированию (замораживанию) активов, предназначенных для финансирования терроризма;
  • совершенствование механизмов контроля за надлежащим расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе посредством казначейского и банковского сопровождения контрактов;
  • развитие правоприменительной практики и совершенствование механизмов межведомственной координации в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Основными задачами по совершенствованию деятельности национальной системы являются:

  • расширение информационно-технологических возможностей Росфинмониторинга по сбору, своевременной обработке, анализу, хранению и передаче необходимой информации на международном, федеральном и региональном уровнях;
  • создание специализированных аналитических подразделений при госорганах и организациях, участвующих в ПОД/ФТ;
  • развитие единой информационной системы в сфере ПОД/ФТ;
  • обеспечение координации деятельности органов, организаций и специалистов, входящих в национальную систему, и усиление взаимодействия между ними;
  • определение научно-обоснованных количественных и качественных критериев и показателей оценки эффективности функционирования национальной системы, ее отдельных элементов и механизмов;
  • развитие в целях обеспечения ПОД/ФТ системы государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора;
  • повышение профподготовки кадров в целях ПОД/ФТ;
  • обеспечение информационной открытости национальной системы.

Источник

Противодействовать обналичке теперь будут по Концепции, подписанной Путиным Юридическая грамотность суд

(Visited 54 times, 1 visits today)

Поделитесь с друзьями!

Читайте также

Власти борются со взятками: насколько эффективно? Если вся страна так делает, то может с законами что то не так? Так налоговая или суд? И о каких трех годах речь? И что именно рассмат...
Защита деловой репутации в судах Результаты выездной проверки ФНС не порочат деловую репутацию Суть дела: Налоговая пров...
Конституционный суд решил, что ИП нельзя дважды штрафовать за несдачу СЗВ-М На сайте Конституционного суда опубликовано постановление № 8-П от 4 февраля 2019 года. Суд решил, что статья 15.332 КоАП не соответствует Конс...
Как получить в ИФНС сведения о своих и чужих счетах Узнать чужие банковские реквизиты можно, но только в определенном случае. Чужие счета Пунктом 8 статьи 69 Федеральн...
Как правильно расчитать 1% страховых взносов в зависимости от применяемой ИП системы налогообложения... С 1 января 2017 года контроль за исчислением и уплатой страховых взносов передан от Пенсионного фонда в Федеральную налоговую службу. В статье 430 Нал...
Требования налоговиков о пояснениях: штрафы, сроки, пример Как известно, если в процессе «камералки» в налоговой декларации будут выявлены различного рода ошибки, противоречия и нес...
Штраф за непредоставление документов. Налог на имущество. Дайджест судебных споров... Уважаемые коллеги, добрый день!В очередном дайджесте интересные дела:Штраф за непредоставление отсутствующих у налогоплательщика документов неправомер...