Какие изменения в закон о банкротстве ожидаются в 2019 году?

В конце ноября прошлого года Верховный Суд выступил с законодательной инициативой передать арбитражным управляющим полномочия устанавливать требования кредиторов к должнику в процедурах банкротства (Постановление Пленума ВС РФ № 37 от 27 ноября 2018 года).

Такая инициатива была вызвана тем, что, по мнению ВС РФ, нагрузка на судей, связанная с увеличением количества заявлений о банкротстве, растет с каждым годом. На сегодняшний день дела о банкротстве составляют 40% от общего количества дел, рассматриваемых арбитражными судами. При этом значительная часть требований кредиторов носит бесспорный характер (подтверждены вступившим в законную силу судебным актом либо отсутствуют возражения со стороны заинтересованных лиц).

Какой порядок рассмотрения требований предлагает Верховный Суд?

требование кредитора направляется должнику и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность требования; арбитражный управляющий направляет копию заявления кредитора лицам, имеющим право возражать против требования кредитора, по электронной почте в течение 3-х рабочих дней; заинтересованные лица направляют свои возражения арбитражному управляющему, должнику и кредитору, предъявившему требование (можно также по электронной почте); в случае признания требования обоснованным арбитражный управляющий вносит его в реестр и направляет кредитору и лицам, заявившим возражения, уведомление о размере и составе включенного в реестр требования, а также об очередности его удовлетворения. Срок рассмотрения заявления — 30 календарных дней с момента его получения; замена кредитора (например, в случае уступки) также будет осуществляться арбитражным управляющим; если кредитор и заявлявшее возражение лицо не согласны с результатом рассмотрения арбитражным управляющим требования, они могут направить свои возражения в суд в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления о результатах рассмотрения требования; иные заинтересованные лица в случае несогласия с требованиями кредиторов также могут подать свои возражения в течение 30 календарных дней с момента, когда узнали или должны были узнать о включении требования кредитора в реестр. На арбитражного управляющего возложена обязанность один раз в два месяца направлять в суд отчет с информацией о включенных в реестр требованиях, который будет публиковаться в карточке дела о банкротстве. По истечении 5 рабочих дней с момента публикации предполагается, что заинтересованным лицам становится известно о включении требования в реестр. Казалось бы, законопроект должен упростить процедуру включения требований кредиторов в реестр, однако существует целый ряд неурегулированных вопросов, которые активно обсуждаются арбитражными управляющими, юристами и экспертами.В частности: Каков порядок действий арбитражного управляющего, если кредитор не представил всех необходимых документов по имеющейся задолженности, либо документы вовсе отсутствуют? Обязан ли арбитражный управляющий их запрашивать? Обязан ли арбитражный управляющий истребовать у кредитора дополнительные документы и информацию в случае возникновения сомнений в обоснованности заявленного требования, в т.ч. в связи с поступившими возражениями? В какие сроки? Как должен поступить арбитражный управляющий, если для проверки обоснованности заявления потребуется проведение экспертизы? Каков порядок ее назначения и оплаты? Что делать, если возражения заинтересованного лица поступили в последний день 30-дневного срока, и у арбитражного управляющего просто нет времени их проверить, в т.ч. получить комментарии от заявителя? И самое важное! Какими силами и средствами арбитражный управляющий должен осуществлять проверку требований кредиторов, особенно если их много? Положено ли управляющему дополнительное вознаграждение? Вправе ли он привлечь специалистов для проведении правовой оценки заявленных требований? За чей счет должна производится оплата услуг таких специалистов? Снижение нагрузки на суд — благая цель. Однако и при ее достижении необходимо учитывать интересы всех задействованных в рассматриваемом процессе лиц. Ведь неправильное рассмотрение требований арбитражными управляющими повлечет за собой дополнительные жалобы на них и рассмотрение судом возражений на необоснованные отказ/включение требований в реестр. Представляется, что арбитражные управляющие должны включать в реестр только те требования, по которым не заявлены возражения, при условии, что возражений нет у самого арбитражного управлюящего. Все остальное должно передаваться на рассмотрение суда. Это позволит, с одной стороны, снизить нагрузку на суд путем упрощения процедуры включения в реестр бесспорных требований, с другой, не будет создавать очевидно конфликтных ситуаций, когда рассмотрение требования кредитора выходит за пределы компетенции арбитражного управляющего.

Источник